"Покупка пестицидов у случайных продавцов может обернуться бедой!" — AgroXXI

Интервью Начальника Управления фитосанитарного контроля, безопасности и качества зерна Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России (Россельхознадзора) Владимира Поповича


Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, об основных итогах деятельности Россельхознадзора в сферах карантина и защиты растений в 2010 г.

В прошедшем году Россельхознадзором было осуществлено более 26 тыс. проверок в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами. В результате выявлено 11 тыс. нарушений, 7,5 тыс. из которых удалось устранить. Почти 1,5 тыс. материалов мы передали в органы внутренних дел, прокуратуру, суды и службу судебных приставов. Общая сумма штрафов, наложенных Россельхознадзором в 2010 г., составила 25 млн руб.

Нарушения, конечно, бывают разные. Что Вам запомнилось больше всего?

— К одним из наиболее вопиющих случаев можно отнести оборот на территории целого ряда регионов России фунгицида Фундазол с незаконно расширенными регламентами для применения в личных подсобных хозяйствах. А ведь Фундазол относится к пестицидам ограниченного использования — действующее вещество этого фунгицида является канцерогенным и эмбриотоксичным, вызывает хромосомные изменения клеток млекопитающих, поэтому его применение в личных подсобных хозяйствах категорически запрещено. В августе 2010 г. в ходе совместной проверки Россельхознадзора и ГУВД по Московской области незаконный оборот препарата был пресечен, а компания, производившая и продававшая фунгицид, привлечена к административной ответственности.

Продолжает ли Россельхознадзор выявлять нарушения при ввозе продукции растительного происхождения из-за рубежа, и какие страны значатся в числе «проштрафившихся»?

— К сожалению, факты несоответствия импортного продовольствия российским гигиеническим нормативам мы выявляем регулярно. В 2010 г. в 780 случаях имело место превышение в продукции допустимых уровней содержания пестицидов и нитратов. Общая масса ввозимой продукции, не отвечающей требованиям безопасности, составила около 16 тыс. т.

Более половины нарушений (55%) пришлось на страны Европейского Союза. Наиболее часто отклонения от нормы выявлялись в польской продукции — яблоках, грибах, китайской капусте. Так, в китайской капусте уровень допустимого содержания пестицидов был превышен в 20 раз, а в яблоках в — 33 раза. Повышенное содержание пестицидов и нитратов фиксировалось также в голландском картофеле, испанских и итальянских цитрусовых.

Кроме того, несмотря на тенденцию к снижению, довольно высокой, порядка 10%, остается доля небезопасной продукции из Турции. Несмотря на запрет Россельхознадзора на поставки турецкого продовольствия через другие страны, нами многократно выявлялись партии турецких овощей и фруктов, поступающие через Болгарию и Украину. Например, в одной из партий турецкой черешни уровень допустимого содержания циперметрина был превышен в 29 раз.

Вместе с тем, благодаря совместной работе Россельхознадзора и контролирующих государственных органами стран-экспортеров, удалось значительно снизить количество небезопасной продукции из Аргентины и Чили.

Предлагаю поговорить и о качестве средств защиты растений. Как Вы считаете, защищен ли сегодня рядовой российский потребитель СЗР от попадания на отечественный рынок некачественного и контрафактного товара?

Присутствие контрафакта – проблема мирового масштаба. С поддельными пестицидами сталкиваются потребители во всех стране, и Россия не исключение.

В 2010 г. Россельхознадзором (а выявление партий контрафактных или фальсифицированных, а также не имеющих государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов является одним из ключевых направлений его деятельности) зафиксировано 275 случаев реализации подделок, пресечен оборот 103 т контрафактных пестицидов более чем 30 наименований. По фактам незаконного оборота контрафактной продукции в правоохранительные органы направлено 74 материала.

Результатом активной борьбы с подделками, а она ведется Россельхознадзором в течение 6 лет, стало заметное улучшение ситуации в этой сфере. Как итог — количество случаев оборота контрафактных или фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов ежегодно уменьшается. В 2006 г. нами было выявлено 928 таких случаев, 2007 г. – 729, 2008 г. – 605, 2009 г. – 600, а в 2010 г. – только 275.

Какие меры, на Ваш взгляд, следует предпринять для снижения числа поддельных средств защиты на рынке?

— Прежде всего, необходимо совершенствовать законодательство, устанавливающее правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами. Россельхознадзор неоднократно направлял в Минсельхоз России предложения о необходимости усиления ответственности нарушителей, о разработке и принятии правил ввоза химических средств защиты растений на территорию страны и т.п. Эти предложения до сих пор не реализованы.

Помимо этого, необходимо более полно информировать сельхозтоваропроизводителей о той опасности, которой они подвергаются, покупая контрафактные и или фальсифицированные СЗР.

Я знаю, что не менее сложная ситуация и с некачественными семенами.

— Ситуация на рынке семян сельскохозяйственных растений в России, действительно, вызывает большую тревогу. В 2010 г. число нарушений законодательства в области семеноводства приблизилось к 10 тыс.

Россельхознадзор регулярно выявляет значительные объемы некондиционного товара – семян с низкой всхожестью, без документов на сортовые и посевные качества, с высокой засоренностью, просроченным сроком реализации и т.д. Ежегодно потери сельхозтоваропроизводителей только от высокой засоренности семян зерновых составляют 3-4 млн руб. недополученной выручки с каждой тысячи гектаров. Использование фальсифицированных семян, например, кукурузы, означает потерю как минимум трети урожая.

Из-за границы в Россию часто завозятся скупленные по низким ценам некачественные семена овощных и других культур, с просроченным по европейским стандартам сроком реализации, но в России они продаются уже по цене элитного импорта. Такие семена не приспособлены для возделывания в конкретных почвенно-климатических зонах нашей страны, а отсутствие документов о сортовых и посевных качествах создает условия для бесконтрольного широкого распространения в Российской Федерации генетически модифицированных растений сомнительного происхождения, сортовому засорению посевов, появлению мутантов. Все это закономерно снижает уровень продовольственной безопасности страны.

Как Вы думаете, как повлияет создание Таможенного союза на деятельность Россельхознадзора по борьбе с контрафактом?

— В соответствии с решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. утверждено «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза химических средств защиты растений (при торговле с третьими странами)». Однако это т.н. рамочный документ, а значит он не устанавливает необходимые требования к процедуре ввоза.

Россельхознадзор уже обратился в Минсельхоз России с заявлением о необходимости подготовки предложений в адрес Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, как высшего органа Таможенного союза, о разработке и принятии документов, касающихся, во-первых, порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов на территории Таможенного союза, а во-вторых, порядка их ввоза на территорию стран-участниц. Однако до внесения изменений в действующий федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» разработка этих предложений просто не имеет смысла.

С другой стороны, неурегулированность правовой стороны вопроса, — а лично мне не известно, как скоро будут внесены эти поправки, — облегчает жизнь недобросовестным участникам рынка. В условиях свободного перемещения товаров отсутствие в странах Таможенного союза единого законодательства, должным образом регламентирующего ввоз и оборот пестицидов и агрохимикатов, может привести к проникновению на российский рынок контрафактных, фальсифицированных, не имеющих государственной регистрации, непригодных и запрещенных к применению, опасных для здоровья человека и окружающей природы химических веществ.

Что же, в таком случае, должен делать покупатель СЗР для того, чтобы обезопасить себя от приобретения некачественной продукции?

Гарантированная защита от подделок — приобретение пестицидов у официальных дистрибьюторов. Нужно помнить старую поговорку: скупой платит дважды. Покупка пестицидов у случайных продавцов, которые к тому же предлагают товар по ценам, очевидно ниже рыночных, может обернуться бедой!

При сомнении в подлинности препарата, необходимо обращаться в территориальные подразделения Россельхознадзора. Если же покупатель все-таки стал жертвой мошенников, он должен сразу обратиться и в Россельхознадзор, и в правоохранительные органы.

В связи с этим следующий вопрос. С какими государственными структурами взаимодействует Россельхознадзор и как это происходит?

Россельхознадзор тесно сотрудничает с Генеральной прокуратурой РФ, Федеральной таможенной службой РФ, МВД, ФСБ, МЧС, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Федеральной миграционной службой и их управлениями в регионах. Взаимодействие осуществляется в виде проведения совместных плановых мероприятий и обмена информацией.

Нарушители всячески препятствуют проверкам, поэтому иногда без поддержки силовых структур просто не обойтись. Так, в случае с Фундазолом, о котором я уже говорил, охрана не пустила бы проверяющих на территорию организации, не будь с нашими инспекторами представителя МВД. Проверка же должна пройти максимально оперативно, ведь некачественный товар можно уничтожить или вывезти из склада в течение нескольких часов. Участие в аналогичных проверках представителей МВД обеспечивает их своевременное проведение.

Какие изменения произошли в области государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов?

— В области государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов произошли изменения, касающиеся документов, предоставляемых регистрантами в Россельхознадзор.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов и выдачу заключений об экологической экспертизе теперь проводит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. До этого заключение о государственной экологической экспертизе пестицидов и агрохимикатов для предоставления в Россельхознадзор в целях их государственной регистрации, выдавала Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при обращении регистрантов пестицидов и агрохимикатов, выдает письмо о санитарно-эпидемиологической экспертизе пестицида или агрохимиката, а не санитарно-эпидемиологическое заключение на пестицид или агрохимикат, как это было ранее.

В Россельхознадзоре процедура регистрации ведется в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 17 июня 2009 г.

Как изменилась ситуация с безопасностью импортируемой продукции после отмены обязательной сертификации?

Обязательную сертификацию подконтрольной Россельхознадзору продукции в виде декларирования пока никто не отменял. 

Федеральным законом «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» установлено, что ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации зерна и продуктов его переработки осуществляются при наличии сертификатов качества зерна и продуктов его переработки. До настоящего времени действие указанного закона в этой части не отменено.

С одной стороны мы обязаны выполнять положения закона, с другой стороны — приказом Федеральной таможенной службы от 15 ноября 2010 г. представление сертификата качества исключено из перечня обязательных сопроводительных документов. В результате, ввозимая продукция проходит пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации без государственного контроля безопасности и качества. И как следствие, некачественная и опасная продукция выявляется уже на территории России. Во многих случаях такая продукция должна подлежать возврату.

  • Контролирует ли Россельхознадзор условия хранения зерна интервенционного фонда? Каковы результаты проверок?
  • Россельхознадзор ведет работу и в этом направлении. В 2010 г. в интервенционный фонд было закуплено 1,841 млн т зерна урожая 2009 г, из них просертифицировано 1,732 млн т. В результате выявлено около 4,5 тыс. т зерна, не соответствующего установленным показателям качества и безопасности, в том числе зараженного вредителями. После проведенной доработки и замены партий нестандартного зерна оно заложено в интервенционный фонд.

Кроме того, Россельхознадзор проводил проверки зерна, уже заложенного в  интервенционный фонд. Из проверенных 1,963 млн т зерна хранение 500 тыс. т осуществлялось с грубыми нарушениями. В частности, 186,5 тыс. т зерна было заражено вредителями — долгоносиком, хрущаком, мукоедом, клещами, 333,4 тыс. т хранилось в ненадлежащих условиях — отсутствовали или были неисправны системы вентиляции и термометрии, имело место частичное разрушение кровли.

Установлены случаи самосогревания зерна, приводящего к его порче и поражению плесневыми грибами, из-за чего зерно становится токсичным. Такое зерно невозможно использовать не только для продовольственных и кормовых целей, но и для технической переработки.

В некоторых случаях выявлялись недостачи зерна. Это означает, что государственные средства, выделенные организации-хранителю за услуги по хранению зерна интервенционного фонда, были израсходованы нецелевым образом.

По поручению Минсельхоза России с декабря 2010 г. органами управления АПК регионов создаются региональные комиссии по проведению мероприятий по обеспечению количественной и качественной сохранности зерна интервенционного фонда, в состав которых также включаются и представители Россельхознадзора. 

Вместе с тем это не система контроля, которая могла бы работать на упреждение нарушений, так как полномочия Россельхознадзора распространяются лишь на контроль зерна для госнужд при его закупке. Чтобы система контроля была эффективной, необходимо наделение Россельхознадзора полномочиями на проверку зерна, закупленного для госнужд, и при хранении и транспортировке как, например, зерна и продуктов его переработки в госрезерве.

Беседу вела Светлана Зарева