Российские сельхозпроизводители считают, что развитию отечественного экспорта мешают несогласованная политика различных ведомств, недостаток мощностей портов и железных дорог, а также высокие тарифы на перевозку и перевалку продукции. Выход из этой ситуации обсудили эксперты Народного фронта, представители федеральной власти, научных учреждений и бизнес-сообщества. Предложения по развитию экспорта сельхозпродукции ОНФ направит в Минсельхоз России
В этом году правительство подготовит стратегически важные документы, касающиеся агропромышленного комплекса страны. В них должно быть прописано, как государство будет поддерживать экспортеров сельхозпродукции, продвигать ее за рубежом.
Минсельхоз уже подготовил план сбалансированного развития экспорта в АПК. Он нужен для выполнения целевых показателей, которых требует нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Комплекс мер по продвижению продукции АПК на внешних рынках ведомство планирует разработать к 30 августа текущего года.
«Та программа, которую предлагает Минсельхоз, создавалась в отрыве от реальной жизни, без учета мнения и рекомендаций предпринимателей. Такие теоретические правила могут не принести эффект. А ведь на реализацию федерального проекта, который призван развивать экспорт продукции АПК до 2024 г., из госбюджета предусмотрено 406 млн рублей. И эти средства должны работать максимально эффективно», — отметил сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Эксперты также высказали замечания к документам, которые уже подготовил Минсельхоз. Так, показатели плана Минсельхоза по развитию экспорта в АПК не синхронизированы с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который утвержден в 2018 г. в рамках «майского указа» президента РФ.
«Из федерального проекта по развитию экспорта совершенно выпала логистика. Комплексный план Минтранса по развитию магистральной инфраструктуры также не учитывает объемы новой товарной продукции, экспортных потоков. То есть существующая логистическая инфраструктура – железные дороги, порты – не отвечает потребностям в экспорте. Ее пропускная способность не рассчитана на те объемы товаров, которые планируется перевозить», – пояснил эксперт ОНФ, исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
Он добавил, что федеральный проект по развитию экспорта в АПК должен учитывать возможные форс-мажорные обстоятельства на внешних рынках (колебания курсов валют, экономические санкции против России и пр.) и специфические проблемы сельхозбизнеса (неурожай). На сегодня условия получения господдержки для экспортеров хуже, чем для игроков на внутреннем рынке.
Чтобы наращивать поставки за рубеж, нужно устранять административные барьеры и снижать логистические затраты, считает вице-президент Российского зернового Союза Александр Корбут.
Для создания равных конкурентных условий нужно снижать железнодорожные тарифы на перевозку зерна из отдаленных мест производства до портов и сухопутных границ.
В качестве примера он привел порты Прибалтики, где цены на перевалку вдвое ниже российских, а также подверг критике качество железнодорожных перевозок: «Почему дрова везут в вагоне первого класса, а зерно – в вагонах второго?»
Корбут предложил повышать пропускную способность Новороссийского железнодорожного узла, создать полноценные зерновые терминалы в Махачкале и на Дальнем Востоке, модернизировать речные перевалочные мощности, а также создать парк судов для вывоза зерна по речным путям, в первую очередь – по Волге и Дону. Потребуется также сформировать сеть зерновых хабов в регионах, которые являются крупными производителями зерна. Это позволит сократить время, которое уходит на одну железнодорожную перевозку и сэкономит грузоотправителю до 20% стоимости перевозок.
Сергей Когогин поддержал экспертов, отметив, что железными дорогами сегодня перевозить намного дороже, чем по воде.
Проблему тарифов РЖД решить сложно, хотя можно обсуждать вопрос их снижения для приоритетных экспортных товаров. Вместе с этим, существует проблема безопасности перевозимых грузов, хотя страховые компании и возмещают понесенные убытки. «Проще нанять собственную охранную службу, чем довериться РЖД», – резюмировал Когогин.
Эксперт ОНФ, первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин считает, что одна из задач государства, если оно планирует стимулировать агроэкспорт, – максимально облегчить работу малых и средних предпринимателей.
«Когда говорят, что экспорт – не дело малых компаний, это в корне неправильная позиция, особенно в части продукции высоких переделов. Если у нас хотят купить фуру с тортами, никаких барьеров для этого возникать не должно», – отметил эксперт.
Отдельно он коснулся вопроса экспортных субсидий на транспортировку сельхозпродукции.
В 2018 г. на это было выделено порядка 9 млрд рублей, при этом средства кончились к концу лета.
Не все компании-претенденты смогли получить финансирование, при этом порядок и критерии отбора компаний были неясны. В этом году запланирована еще меньшая сумма – 5 млрд. «Очевидно, что всем не хватит, – добавил Корочкин. – Нужно прописать понятный и прозрачный порядок, как должен происходить процесс распределения. И это уже вопрос к Минсельхозу».
(Источник: Управление информационной политики Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»).