«Золотые крылья» — это не разовое мероприятие, а часть плана по развитию отрасли авиахимработ в стране». — AgroXXI

27 июля 2019 г. аэродром «Северская» в Краснодарском крае станет площадкой для проведения 1-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства пилотов на авиационно-химических работах «Золотые Крылья-2019». Это мероприятие призвано стимулировать пилотов-химиков к повышению профессиональных навыков и знаний, а также популяризовать эту профессию среди молодого поколения.

Мероприятие организует Фонд содействия развитию сельского хозяйства при непосредственной поддержке Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Об идее конкурса, его задачах и планах развития рассказал порталу AGROXXI Президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства Клим Галиуллин. 

— Как появилась идея проведения Конкурса «Золотые крылья»?

— Наш Фонд взялся за развитие сельскохозяйственной авиации, поскольку она является мощнейшим средством интенсификации аграрного производства. Изучив проблематику этого рынка в целом, стало очевидно, что отрасль, по сути, брошена. Никто толком ею не занимался вот уже более 25 лет. Конкурс «Золотые крылья» — это не разовое мероприятие, а часть плана по развитию отрасли авиахимработ в стране, который мы разработали и притворяем в жизнь.

— Почему конкурс нужен именно сейчас?

— Если даже представители органов государственной власти, так или иначе связанные с этой сферой, задаются вопросом «а разве у нас еще есть сельхозавиация?», то и обыватели могли о ней и не слышать. Я ответственно заявляю, что отрасль авиахимработ в стране есть. Сейчас, пока в строю поколение тех, кого действительно учили АХР, кто может и готов передать свой опыт молодым летчикам, самое время показать всем ветвям власти и стране наших профессионалов. На мой взгляд, конкурс профессионального мастерства – один из самых удачных форматов для этого. У представителей других профессий подобные конкурсы есть, так чем же пилоты-химики хуже?

— Сколько участников конкурса и кто они – авиакомпании или частники?

— На участие в конкурсе подали заявки 8 эксплуатантов. Это экипажи Ан-2 авиакомпаний из разных регионов, сертифицированных Росавиацией на проведение авиационно-химических работ. По условиям конкурса допускаются только профессиональные пилоты, имеющие квалификационную отметку не ниже «коммерческий пилот». Все участники конкурса соответствую требованиям. Частные пилоты на конкурс не допускаются – это одно из требований Росавиации.

— Прием заявок на конкурс был прекращен досрочно – это говорит о том, что желающих было много?

— Нет, много быть не могло. На сегодняшний день в стране всего 83 эксплуатанта, сертифицированных регулятором на проведение авиахимработ. Для большинства конкурс непривычен, по-человечески элементарно стесняются, отвыкли от такого внимания. Но 8 эксплуатантов, чьи экипажи примут участие в конкурсе, появились достаточно быстро.

— Как Росавиация восприняла идею проведения такого мероприятия?

— Знаете, очень хорошо. Мы признательны руководителю Росавиации Александру Васильевичу Нерадько за те тёплые слова, которые он выразил в своем приветственном слове к гостям и участникам конкурса, и благодарим за административную поддержку, которую Росавиация оказывает в подготовке конкурса.

— Кто и как будет оценивать летные экипажи?

— Конкурс состоит из двух этапов: теоретический и практический. На первом этапе конкурса будут оцениваться теоретические знания авиаторов: по технологии проведения авиахимработ, о химических препаратах и их применении, способах повышения урожайности. Второй этап конкурса выявит летное мастерство экипажей, которое они будут демонстрировать на воздушных судах типа Ан-2. Поэтому жюри конкурса состоит из аграриев и авиационных специалистов.

Для того, чтобы избежать упреков, что результаты подтасованы или предопределены, мы обратились в Минсельхоз России, Росавиацию и одно очень уважаемое летное учебное заведение для формирования состава жюри. Все члены жюри познакомятся друг с другом только на конкурсе, судейство будет честным. Мы, как организаторы, никакого отношения к работе и решениям жюри иметь не будем.

— Какие призы ждут конкурсантов?

—  В последние десятилетия люди всё больше привыкают всё измерять деньгами. Конечно, будут денежные призы для экипажей, занявших 1, 2, 3 места, а также имущественные призы для авиакомпаний. Но любые наградные деньги рано или поздно заканчиваются, а авторитет и признание коллег остаётся. Именно поэтому основной наградой будет признание профессионализма пилотов. Его символом станет Кубок победителя 1-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства пилотов на авиационно-химических работах «Золотые Крылья-2019». Экипажи, занявшие призовые места, будут награждены специально изготовленными медалями. А также, все без исключения участники конкурса получат дипломы участников и вымпелы с символикой конкурса.

— Ваш Фонд учредил нагрудный знак «За заслуги в отрасли АХР», который будет презентован в рамках Конкурса. Чем вызвана такая необходимость?

— Давайте вспомним, а как наше государство чествует воздушных тружеников полей? Есть знак «Отличник воздушного транспорта», есть награды «За безаварийный налёт», «Заслуженный пилот», которые выдает Минтранс России. Но в этом ведомстве практически нет ни одного человека, который бы хоть что-нибудь по-серьёзному понимал в авиахимработах. И попробуйте получить эти знаки отличия для работников небольших авиакомпаний – процесс очень трудоемкий. Авиахимработы – специфическое направление, очень непростое и, на мой взгляд, достойнное своей отраслевой награды. Выполнить 40-45 вылетов на Ан-2 – сродни трудовому подвигу, который пилот совершает каждый день. К большому сожалению, сейчас нет отраслевых государственных и ведомственных наград для «небесных трактористов». До тех пор, пока у государства не появятся такие награды, мы будем награждать тружеников неба, и, думаю, они с гордостью будут носить эту заслуженную награду.

— Какие цели Вы, как организатор преследуете?

— Во-первых, стимулировать летно-подъёмный состав авиакомпаний к повышению уровня мастерства, поскольку поддерживать нужно не только навыки пилотирования, но и знания о тех химических средствах, которые они применяют непосредственно над полями.

Во-вторых, привлечь внимание общественности к тому, что в стране есть немало авиакомпаний, официально и профессионально оказывающих услуги по химической обработки полей и лесов с воздуха. Напомните мне, пожалуйста, когда Вы в средствах массовой информации читали или слышали об авиаторах, помогающих сельскому хозяйству, где бы их хотя бы упоминали в лучшем свете? К сожалению, если и говорят, то только об авиационных происшествиях. И у потребителей после таких новостных заметок складывается впечатление, что сельхозавиация – это только аварии и катастрофы, хотя как раз эту статистику пополняют преимущественно «партизаны» — предприниматели, оказывающие услуги АХР незаконно. Наша задача изменить это негативное отношение.

И, в-третьих, устроить для пилотов отрасли АХР авиационный праздник, который они заслуживают, занимаясь столь нелегким трудом.

— Планируете ли Вы сделать Конкурс ежегодным?

— Цыплят по осени считают, тем более что мы — летчики — народ суеверный, загадывать не будем. Но, конечно же, у меня уже есть уверенность в том, что конкурс будет ежегодным. Не исключаю, что со следующего года конкурс «Золотые крылья» станет еще и международным, потому что уже в этом году мероприятием интересовались авиаторы из республик Казахстан и Беларусь.