В 2018 году во всем мире было получено 87 разрешений на ГМО, которые охватывают 70 сортов, девять из которых являются новыми сортами: сафлор (два сорта), картофель (один сорт), соя (три сорта), хлопчатник (две разновидности) и рапс (одна разновидность) соответственно
В 2017 году площадь под ГМ-культурами в 24 странах возросла до 189,8 млн га — рост на 4,7 млн га по сравнению с 185,1 млн га в 2016 году.
ГМО в Африке
Хотя многие части африканского континента уязвимы для засухи и последствий гражданских войн, что приводит к голоду, многие африканские страны отказывались изучать и выращивать ГМ-культуры до конца 2017 года.
Только четыре страны одобрили выращивание ГМ-культур — Буркина-Фасо, Египет, Судан и Южная Африка — из которых Южная Африка является единственной страной, которая разрешает ГМ-продуктовые растения, в то время как другие три страны разрешают только ГМ-хлопчатник.
С 2018 года африканские страны стали лучше принимать ГМ-культуры.
В 2018 году было получено 15 разрешений на ГМ-культуры в Африке, что составляет примерно 1/6 от общего числа утверждений в мире, по сравнению только с тремя утверждениями в 2016 и 2017 годах.
Для расширения экспортных рынков, улучшения условий жизни внутри страны и решения проблем продовольственной безопасности в условиях меняющегося климата некоторые африканские страны ищут решения на основе генетически модифицированных культур.
В течение 2018 года африканские страны, такие как Гана, Нигерия и Эфиопия, сделали прорыв в развитии ГМ-культур.
Гана завершила полевые испытания устойчивой к вредителям Bt-вигны, которая вскоре станет первой ГМ-культурой, продаваемой в Гане (вигна — традиционный продукт питания в Африке, потребляемый почти 200 миллионами африканцев).
Нигерия завершила коммерциализацию своего первого ГМ-урожая, и утвержденный устойчивый к вредителям хлопчатник станет важным инструментом оживления текстильной промышленности и содействия экономическому развитию. Кроме того, Нигерия одобрила импорт девяти сортов ГМ-культур (кукуруза и соя) для использования в качестве продовольствия для людей и кормов для животных в 2018 году.
Эфиопия одобрила посадку генетически модифицированного хлопка Bt, первой генетически модифицированной культуры в Эфиопии. Между тем, Эфиопия также одобрила контролируемые полевые испытания генетически устойчивых к засухе и устойчивым к вредителям растений кукурузы.
Кения. Правительство Кении оживляет свою текстильную и швейную промышленность, содействуя выращиванию ГМ-хлопчатника, и создало национальную целевую группу по коммерциализации ГМ-хлопчатника в течение следующих пяти лет.
Хотя Кения ввела запрет на импорт ГМ-продуктов в 2012 году, ее исследования и продвижение ГМО быстро развивались в течение последних двух лет. В 2017 году Национальный орган по биобезопасности Кении одобрил полевые испытания ГМ-бананов. По данным Глобальной сельскохозяйственной информационной сети (GAIN) при Министерстве сельского хозяйства США, в конце 2017 года Кения утвердила 13 сортов ГМ (включая хлопчатник и кукурузу), которые, как ожидается, будут постепенно коммерциализироваться с 2018 по 2021 год.
Руанда подготовила законопроект, связанный с ГМО, в целях содействия легализации ГМ-культур. Глава исследовательского департамента Совета по сельскому хозяйству Руанды сказал: «Руанда изучает возможность совершенствования технологии ГМО, чтобы она могла быть в полной мере использована в будущем».
Уганда, наконец, приняла свой Национальный закон о биобезопасности. Закон был впервые принят в 2017 году, затем был приостановлен из-за поправок, предложенных оппонентами, и, наконец, вступил в силу, когда президент Уганды наложил вето на предложение оппонентов. Закон узаконит для фермеров и селекционеров доступ к ГМО и другим инструментам генной инженерии.
Кроме того, некоторые другие африканские страны, такие как Малави и Зимбабве, приближаются к выращиванию ГМ-культур.
В целом Африка продолжает содействовать коммерциализации ГМО особенно в отношении ГМ-культур, которые играют важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, таких как бананы, маниока и вигна.
Новые ГМ-культуры – какими они будут?
С момента появления технологии ГМО устойчивость к вредителям и устойчивость к гербицидам стали основным направлением развития признаков.
Тем не менее, квазигенные сорта, одобренные странами в последние годы, показывают, что к этому семейству присоединяются другие трансгенные признаки, такие как устойчивость к ушибам и окрашиванию плодов в коричневые цвет, картофель с низким содержанием акриламида, сохраняющие свой цвет яблоки, модифицированный признак олеиновой кислоты / жирной кислоты соевых бобов, признак пониженного лигнина люцерны и высокий уровень амилозы в кукурузе.
Итак, в 2018 году и в последующие несколько лет, какие были и будут изменения в развитии новых черт?
По мнению экспертов, развитие новых черт в будущем будет сосредоточено на решении таких проблем, как изменение климата, новые вредители и насекомые и удовлетворение более высоких потребностей людей.
Из-за исключительных жарких и сухих условий потери пахотных культур в некоторых частях Германии достигли 50% летом 2018 года.
Поскольку в будущем будет наблюдаться более экстремальная погода (согласно Всемирной метеорологической организации, глобальные температуры повысятся на 4 ° C к концу столетия), для сельского хозяйства крайне важно адаптироваться к изменению климата.
В последние годы селекционеры активно изучают вопрос о том, как выращивать более устойчивые к засухе и / или жаростойкие сорта.
Исследователи из Калифорнийского университета изучают гены, способствующие засухоустойчивости сорго, которые можно применить к другим важным зерновым культурам, таким как кукуруза, пшеница, рис и ячмень, в ближайшие несколько лет.
Австралийские селекционеры закупили большое количество генетических материалов из тропических стран, таких как Индия, Мексика и Пакистан в последние годы.
В 2016 и 2017 годах австралийские селекционеры изучили 4200 устойчивых к жаре и засухе сортов со всего мира, чтобы изучить их термостойкие гены, что будет способствовать развитию новых термостойких культур.
Конкретно, уже существуют основанные на MON87460 засухоустойчивые сорта кукурузы, засухоустойчивый сорт сахарного тростника, разработанный Persero, и засухоустойчивый сорт сои, разработанный Verdeca.
Что касается признаков термостойкости, то пока о таких трансгенных сортах не сообщалось.
Борьба с вредителями всегда была в центре внимания исследований и разработок, в то время как другим направлением является получение более здоровых продуктов питания.
В последние годы было разработано много ГМ-культур с пользой для здоровья, например, «золотой рис» с витамином А, что, однако, не так необходимо для потребителей в богатых странах, таких как США и Европейский Союз.
Но в конце 2018 года Американское химическое общество объявило, что ученые передали ген кролика в комнатное растение плюща, наделив его способностью очищать канцерогенные загрязнители воздуха бензол и хлороформ в помещениях. Они близки к версии, которая также устраняет формальдегид.
Такой живой ГМ-очиститель воздуха уже одобрен в Канаде, в то время как в США Министерство сельского хозяйства все еще ожидает результатов испытаний.
Генное редактирование — новые ГМО?
Редактирование генов, несомненно, является одной из самых горячих тем в сельскохозяйственном секторе в последние годы.
Новая методика размножения значительно сокращает сроки, благодаря высокоэффективному и точному геномному повторному редактированию.
В то же время, поскольку продукт, созданный путем редактирования генов, не содержит экзогенного гена, участники отрасли и многие правительственные органы считают, что такой продукт не должен регулироваться надзором и правилами ГМО. Это открыло бы дорогу в науку малым и средним предприятиям.
Однако, Европейский суд принял решение в июле 2018 года считать генетически отредактированные культуры ГМО и применять к ним в Европе аналогичный правила регулирования.
Большая часть европейских ученых выступает против такой точки зрения.
Сектор биотехнологий считает, что большая часть мутагенеза или редактирования генов практически идентична спонтанным или радиационным мутациям (радиационная мутация является стандартным методом селекции растений с 1950-х годов), но Европейский Суд все равно пока не принимает возражения, считая, что организмы, полученные в результате мутагенеза, являются ГМО и подпадают под обязательства, установленные Директивой о ГМО.
Тем не временем, 28 марта Министерство сельского хозяйства США (USDA) опубликовало заявление, разъясняющее его надзор за растениями, полученными с помощью новых инновационных методов селекции, включая редактирование генома.
Согласно заявлению, USDA не регулирует растения, которые были разработаны с помощью инновационных новых методов селекции, если они не являются вредителями растений, но традиционные ГМ-культуры должны быть одобрены USDA, прежде чем они будут коммерциализированы. Поэтому США считают, что урожай не является ГМО, если не передаются новые гены, хотя используется технология редактирования генов.
В ноябре 2018 года США и 12 других стран — Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Колумбия, Доминиканская Республика, Гватемала, Гондурас, Иордания, Парагвай, Уругвай, Вьетнам — совместно представили Международное заявление по сельскохозяйственным применениям точной биотехнологии на встрече в ВТО.
Эти 13 стран настоятельно призвали другие страны принять технологию редактирования генов без привязки к ГМО. Хотя ЕС при этом не упоминается, заявление было явно нацелено на биотехнологическую политику ЕС.
За исключением этих стран с относительно четкими стратегиями регулирования, другие страны, такие как Китай, несмотря на сильную поддержку в области исследований и разработок, все еще не имеют четкой стратегии регулирования в отношении сбыта ГМ-продуктов.
(Источник: news.agropages.com. Автор: Джейсон Чан).