Исследование о спросе на органическую продукцию в России на примере Воронежской области показало любопытные результаты
Институт регионального развития Воронежской области совместно с департаментом аграрной политики Воронежской области провели исследование об интересе к производству, сбыту и потреблению органической продукции в Воронежской области.
Исследование проводилось в рамках исполнения поручений губернатора Воронежской области Александра Гусева по итогам совещания в ноябре 2018 года рабочей группы по развитию производства органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области.
Данное исследование явилось важным этапом реализации программы развития органического сельского хозяйства, реализуемого совместно с Правительством Воронежской области и Национальным органическим союзом.
Социологи изучили мнения руководящего состава ритейла, пищевой, перерабатывающей промышленности и сельхозтоваропроизводителей Воронежской области.
Потребители готовы покупать органику, производители и ритейл убеждены в правильности развития органического производства. К такому выводу приводят результаты исследования, проведенного в Воронежской области. Социологи выяснили у представителей пищевой промышленности, сельхозпроизводителей, ритейла и потребителей, нужно ли развивать органическое производство и по каким принципам покупатель выбирает для себя здоровую еду.
Более 65 процентов участников опроса убеждены, что производить органическую продукцию в России – правильный ход. 17 процентов не согласны с этим утверждением, столько же затруднились ответить. Интересно, что именно сельхозпроизводители сомневаются в целесообразности производства органики.
Кстати, руководители торговых сетей также считают, что органическая продукция сельского хозяйства сегодня может быть востребована. 75% из них отметили, что она уже присутствует в ассортименте их торгового предприятия и указали на средний спрос со стороны потребителей.
А среди производителей 65,5% респондентов говорят, что хотели бы производить органические товары – но пока, скорее, не более 30 процентов от объема выпускаемой продукции в год.
Что же пугает участников исследования в том, чтобы заняться органическим производством?
Прежде всего, сложность сбыта – об этом говорят 69 процентов опрошенных. Еще 44 процента считают, что без господдержки это будет тяжело, и 42 процента опасаются также того, что рынок еще не сформирован. А 31 процент опрошенных руководителей говорят, что пока среди потребителей в целом нет понимания, что такое органическая продукция.
Среди возможных проблем, с которыми могут столкнуться производители, назывались отсутствие гарантии безубыточной реализации продукции, сформировавшегося рынка, а также господдержки. При этом наиболее эффективными мерами, которые могли бы помочь созданию отрасли, были названы «государственная поддержка с учетом посевной площади (поддержка каждого гектара)» и «компенсация на сертификацию органической продукции».
А насколько потребителю интересно покупать органику?
Мнения покупателей были собраны во втором исследовании. Выяснилось, что население Воронежской области чаще всего покупает сельскохозяйственную продукцию на рынках — 84 процента, а также в небольших продуктовых магазинах (более 78 процентов). При этом 67 процентов потребителей отовариваются в специализированным магазинах малых форматов — молочных, мясных и рыбных. Порядка 56 процентов граждан предпочитают небольшие специализированные продуктовые киоски, а также делают покупки в крупных сетевых ритейлерах («Перекресток», «Лента», «Ашан»).
А вот по каким критериям потребители выбирают товар?
Определяющим фактором для большинства потребителей является отсутствие в составе ГМО (88,4 процента), для 87 процентов важен также внешний вид продукта. На цену обращают внимание 67,4 процента опрошенных. Многие потребители проявляют патриотизм: 64,4 процента выбирают продукцию местных предприятий, 46,3 предпочитают фермерские продукты.
83 процента потребителей стараются покупать здоровые чистые продукты, поэтому внимательно читают данные о составе продуктов на упаковке. 62 процента ищут на ней пометки «био», «эко», «без ГМО» или «органик». Для более 80 процентов потребителей важно, что производство и потребление покупаемого товара не наносит ущерб окружающей среде.
Что такое органическая продукция, точно знают не все потребители. Более 77 процентов опрошенных считают, что это товар, который не наносит вред окружающей среде и здоровью. Следующие по популярности ответы – товар с символами «органик», «эко», «био», а также продукты, если они куплены на рынке. Треть участников опроса предположила, что органическая продукция – это продукты питания для детей.
Потребители признают, что им сложно отличить органическую продукцию от «неорганической» или «псевдоорганичской» — так считают порядка 70 процентов участников опроса. По мнению потребителей, помочь может официальная экомаркировка и знак экспертной организации.
65 процентов потребителей готовы покупать органику несмотря на то, что она может стоить на 20-30% дороже обычной. Но только если эти товары маркированы и действительно являются органическими. Мотивирует потребителей к такой покупке забота о детях и укрепление здоровья. Также среди популярных ответов – «вклад в дело сохранения окружающей среды» и «недоверие качеству товаров массового производства».
Недостаточный доход (в 53,7 процентах случаев) и отсутствие веры в то, что органика действительно более безопасна экологически (51 процент) являются причинами отказа от покупки органики. А треть опрошенных не уверены, что органика существенно улучшит состояние их здоровья.
Как резюмируют авторы исследования, у населения существует устойчивый запрос на приобретение органической продукции: около 65 процентов опрошенных согласны покупать органику даже по цене на 20-30 процентов дороже обычной.
Видно, что покупатель стал более разборчивым: читает этикетки, изучает состав продукции и место производства, то есть запрос на экологичные и качественные сельскохозяйственные товары есть.
С точки зрения маркетинга, рекомендуют исследователи производителям органики, важно учитывать, что часть опрошенных считает органической продукцией прежде всего тот товар, который не наносит вред окружающей среде и здоровью, а основными причинами, по которым респонденты готовы приобретать органическую продукцию, являются забота о детях и укрепление здоровья. Нужен также понятный наглядный дизайн упаковки и маркировок.
(Источник: департамент по связям с общественностью и СМИ Национального Органического Союза).