Сегодня все больше владельцев личных подсобных хозяйств и просто профессиональные огородники внедряют различные стратегии для презентации своего продукта. Об особенностях агробрендинга и роли коммуникаций в нем рассуждает автор портала AGRO XXI Эдуард Кошевец, чьи статьи о растениеводстве и животноводстве на личном участке пользуются большой популярностью
Эдуард Кошевец имеет образцовый участок во Владимирской области, где вместе с женой Галиной не только выращивает овощи, фрукты и ягоды, разводит птицу, но и консультирует новичков, создает местное фермерское сообщество по интересам.
Я проповедую сад
— Расскажите о своем появлении в агро. Как случилось так, что Вы с супругой – городские жители – решили заниматься сельским хозяйством и популяризировать это направление?
— Когда-то моя жена сказала: «я и лопата – понятия несовместимые». А теперь она говорит так: «я проповедую сад». Как видите, это целый путь от видения агро только в разрезе «пахоты и навоза» до жизненной философии. Мы прошли его вместе. Оба мы – городские жители, у которых не было никакого опыта ведения подсобного хозяйства.
Этот факт оказался для нас положительным: мы не были обременены установками о том, что свой огород – это трудно, тяжело и бестолково. Нам были чужды такие формулы отдыха, как «горбатый санаторий» и прочие шутки. Мы пришли на свою землю без моральных и физических обременений.
С нулевыми знаниями в любом вопросе садоводства. Выросла дочь, уехала учиться, а мы купили себе участок и приступили к строительству. Участок представлял собой непроходимые заросли терновника, смородины, вишняка. Глаза страшатся, а руки делают: поэтапно расчищали, корчевали, выкашивали и параллельно строили. Закончив основной этап строительства – занялись вплотную земледелием. Конечно, делали много ошибок! И приобретали опыт. Опыт стал давать результаты. Результаты вселяли надежду и формировали совершенно новый образ жизни – новую философию, новое понимание гармонии и новое мироощущение и самоидентификацию. Эта система изменила качество жизни. И, конечно, захотелось поделиться с друзьями уже не просто знанием, а пониманием, пропущенным через мышцы, счастья общения с землей, общения с живым!
— Расскажите о своем семейном подряде – как и почему Вы решили соединить агрожурналистику с огородничеством? Что это дает Вам и какие цели и задачи решает? Какой отклик дают Ваши статьи на портале AGRO XXI? Интересные вопросы, которые Вы получали по результатам материалов.
— Одному из моих любимых авторов, Антуану де Сент-Экзюпери, принадлежит фраза: «Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении». Это я о семейном подряде: конечно, счастье, когда в семье есть разделяемая философия. И сразу без надрывов и обид распределяются дела. Согласно пристрастиям и приоритетам.
Жена любит цветы и все открытые гряды: лук, корнеплоды, капуста, зелень, бобовые и так далее. У нее свой стиль посадки растений – гряды ассорти из цветов и овощей. И соблюдается лишь принцип совместимости растений. Мой конек – теплицы, садовые деревья и кустарники, а также птичники. Но такое деление весьма условно, и, если кому-то из нас нужна помощь – мы рядом и нам не трудно и не скучно.
Есть еще один немаловажный аспект личного подворья. Это вкус, натуральность и экологичность получаемого продукта. Ну и финансовая выгода, а как же! Наш ритм жизни простроен так, что до 50-ти процентов всех продуктов, как говорится, «свойские». Это, безусловно, облегчает семейный бюджет. О том, что умное земледелие систематизирует, дисциплинирует, привносит новые радости общения друг с другом, кормит, помогает экономить и заботиться о здоровье, хочется рассказать всем друзьям и коллегам. Быть может, кому-то из них такой стиль жизни подарит новые грани счастья. А журналистика, блогерство – инструмент для передачи информации, поиска единомышленников, обмена знаниями, умениями и даже ошибками.
Став автором AGRO XXI, я обрел много друзей – фанатов и любителей земледелия не только из разных регионов России, но и из других стран. Кто-то задает вопросы по публикуемым темам, кто-то критикует, кто-то советует. Любая обратная связь – ценность. Она расширяет рамки познания, стимулирует самообучение, показывает недостатки. Например, моя публикация про агротехнику малины в ЦФО вызвала много вопросов и сомнений у читателей. Пересмотрев материал критическим взглядом, понял, что оставил больше вопросов, чем ответов. Есть, над чем работать, ведь «ясность слов, есть ясность мысли».
Требования к современному фермеру высоки по всем фронтам!
— Во время прямой линии с Владимиром Путиным подняли тему брендинга фермерской продукции. Что, по-Вашему, может сделать каждый фермер для брединга своей продукции и каких ошибок следует избегать?
— Маркетинг и брендинг – увы, эти два слова пока еще очень чужды нашим фермерам. Если системно взглянуть на вопрос, то понятно, почему эти важные составляющие бизнеса пока не отрабатываются в должной мере.
Кто такой фермер по своей сути? Какие от него требуются компетенции? По сути – это «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Фермеру требуется специализированное образование и образованность, новейшие знания по многим направлениям: химия, биология, физика, механика…экономика и финансы, юриспруденция… Это я даже еще не начинал перечислять весь набор.
Дело усложняется тем, что фермер имеет дело с живой природой. А она, как известно, вносит свои, порой непредсказуемые, коррективы. Если, например, в офисе сломался принтер, то вполне можно подождать пару дней и все наладиться. Но вряд ли можно пояснить цыплятам, почему сегодня нет корма и что нужно буквально пару-тройку дней потерпеть. К тому же работа в личном подсобном хозяйстве – это еще и физический труд. Я точно знаю, что «пообщаться с фермером» вечером не получиться. Это человек, который буквально валится с ног от физической усталости, от постоянного пребывания под открытым небом в любую погоду. А тут еще и все документы нужно самому оформить, а там и проверяющие органы вместе со штрафующими нагрянули. Маркетинг и брендинг в таком случае остается за бортом. А он требует совершенно иных компетенций, которые фермер не тренирует и не оттачивает ежедневно, практически не изучает, как, например, сотрудники маркетинговых отделов на каких-либо крупных предприятиях. Обратиться в профильную компанию? Давайте сразу отбросим эту дорогостоящую идею.
Объездив несколько фермерских хозяйств, могу точно сказать, что зачастую у фермера не хватает средств на текущие обязательные платежи, не только на маркетинг. Вот и имеем итог: брендинг и маркетинг под названием «пальцем в небо». Кто-то воспользовался историческими нэймингами («Мед Ополья»), кто-то – географической привязкой к «раскрученному месту» («Суздальские зори», «Владимирский перепел» и так далее).
Много примеров эксплуатации не только географических наименований, но и имен собственных («Пасека Егоровых», «Питомник Фириченковых»). Каждый нэйминг имеет право на жизнь и удачу, но с ним необходимо работать. Визуализация, продвижение при помощи всех современных технологий, поддержание интереса в несезонное время, промо и так далее.
На фото: владелица Питомника Куркиных.
По сути – это отдельная штатная единица, которую фермер, особенно маленький, просто не в состоянии себе позволить. Поэтому и работа с брендингом ведется от случая к случаю, не системно, по мере «освобождения рук» и по мере понимания.
Конечно, было бы здорово, если бы в регионе был Единый Центр продвижения фермерских хозяйств и ЛПХ. Необходима общая интренет-площадка – фермер-маркет — со всеми развитыми сетями продвижения работающих брендов. Давно назрела необходимость централизованной плотной работы с группами в соцсетях. А их ведение – отдельный, порой невозможный для фермера ресурс. В реалиях чаще всего – фермер один на один перед проблемой создания и продвижения бренда. Без специализированных знаний опираться можно лишь на чей-либо удачный опыт, калькируя его.
Владимирские огородники и садоводы – трудолюбивые и очень разные
— Как сегодня обстоит ситуация во Владимирской области в секторе АПК, возрождается ли огородничество по сравнению с советскими временами?
— Текущее состояние огородничества в нашем регионе я бы назвал одним словом – малограмотное. Занявшись личным подворьем, стал методично объезжать садовые товарищества, друзей-садоводов, просто увлекающихся людей.
Суздальское Ополье.
Выделил бы три основных подхода. Первый – «по старинке». Самый обширный пласт представителей садоводов-огородников. Не желают понимать, зачем ротировать посадки и обновлять сорта, «если тут всю жизнь у нас капуста росла», убеждают меня, что баклажаны у нас в области вообще невозможно вырастить, так же, как и дыни, например. Одному такому садоводу подарил рассаду белых баклажанов БибоF1 – один из моих любимых сортов. Оказалось, что он их выдрал и выкинул, так как, по его мнению, «белых баклажанов не существует». И таких диких примеров масса. Я не могу убедить соседей использовать агроволокно. По их мнению, растения под ним «задохнуться». Теплицы по Митлайндеру – это вообще из мира чудес. И таких, грустных и смешных историй, увы, очень много. Жаль только огромного и нерационального труда, вложений, которые в итоге часто заканчиваются рассказами «все съедено до нас».
Второй подход — гибридный. Когда люди уже понимают и осознали выгоду новых подходов, изучают новые сорта, выращивают новинки селекции. В таких садах и бывать приятно, и результат уже виден иной.
Есть и третий подход, я называют его по одноименной книге почвоведа Павла Траннуа «умный огород». Этот подход применяют в основном «огородники с нуля». Им легче в том плане, что они не обременены багажом многих заблуждений и предубеждений. Они просто хотят жить и работать на земле, а в результате получать не горб, а урожай и удовольствие от проделанного труда. Поэтому они рационализируют подход к садоводству и огородничеству, заполняют свой сад и огород новинками селекции, используют достижения агротехнологий. Поэтому на их участках растут «несуществующие» белые баклажаны, дыни и иные «диковинки».
Я бывал в саду моего друга, кандидата географических наук Романа Репкина, который превратил свой сад в Вязниковском районе в настоящий дендрарий. Побывав там, кажется, что, по меньшей мере, в Абхазии побывал, в садах Нового Афона.
И тем не менее я не могу сказать, что огородничество возрождается. Оно трансформируется. Отмирают СНТ в том виде, в каком мы привыкли с детства. Особенно это заметно, если отъехать немного от областного центра. Если еще вокруг Владимира остались островки привычных «садов», в которых еще теплится жизнь, то вокруг районных городов СНТ постепенно заканчиваются. Многие председатели СНТ говорят, что их «вытесняют» с удобных пригородных земель, а ездить в отдаленные сады (то есть внести затраты на бензин или плату на проезд) многие люди просто не в состоянии. Вместо СНТ появляются коттеджные поселки, новый частный сектор со своими правилами жизни и ведения частного подсобного хозяйства.
Историческое звание «законодателей сельскохозяйственных мод» владимирцам надо сохранить!
— Чем славилась Владимиро-Суздальская земля и какие узнаваемые бренды сохранились?
— Знаменитое Ополье, суздальские плодородные земли позволяли владимирцам быть законодателем сельскохозяйственных мод. Бренды, известные в России и не только – Суздальский огурец, Владимирская вишня, Мед Ополья. Конечно, такие бренды являются локомотивами. И их необходимо широко использовать на федеральном уровне, развивая аграрный туризм и привлекая туристов в регион. Сохранен бренд «Патриаршие сады», но практически никак не продвигается даже на уровне региона. Увы, потеряны многие персональные бренды известных владимирских аграриев, как, например, купцов Муравкиных, построивших тепличные комплексы на берегу реки Лыбеди в 19 веке.
А ведь сейчас время персональных брендов, особенно в части ЛПХ! И если бы в нашем регионе работала общая фермерская площадка, то развитие, продвижение личных брендов для ЛПХ можно было бы сделать одной из частью ее работы.
— Какие новые бренды могли бы появиться во Владимирской области, на Ваш взгляд?
— Появление новых брендов зависит во многом от формы деятельности в АПК. Для крупных фермеров – один подход. Для мелкого фермерского хозяйства и ЛПХ – другой. Меня больше интересует ЛПХ. А в этом секторе сейчас работает имя, оно дает гарантию качества продукта, а, значит, привлекает покупателя.
Лучший пример маркетинга в нашем регионе – «Богдарня» фермера Джона Каписки. Очень полезно съездить туда и посмотреть, как профессионально выстроен маркетинг. «Богдарня» — нейминг для агротуризма, отдыха, выставочной деятельности и так далее. Как только мы переходим в сферу продукта, там работает личный нейминг: сыр от Джона Каписки. Имя дает гарантию, веришь человеку, который не боится и не стесняется себя назвать. Создается устойчивое впечатление индивидуального, персонального обращения фермера конкретно к тебе, как к покупателю. Это, безусловно, отличный урок для сегодняшнего фермера. Новые имена – новые бренды.
Объединяемся и берем брендинг в свои руки!
— Что из Вашего хозяйства достойно персонального брендинга – есть ли любимая культура или животные?
— Тема брендинга очень интересует меня, поэтому я методично объезжаю ЛПХ и фермерские хозяйства, переписываюсь с единомышленниками в соцсетях и форумах, изучаю современный опыт. Появляются новые идеи. Я лично очень люблю ягодные кустарники, сейчас изучаю агротехнику, разбиваю у себя на участке новый ягодник. И параллельно думаю о том, как можно развивать эту тему, как рассказать людям о том, что «чудодейственные» ягоды годжи – обычная дереза – легко растет на наших участках и многое, многое другое.
— Есть ли коллаборация энтузиастов и СМИ и есть ли потребность в усилении этого направления?
— Потребность объединения, потребность совместной деятельности, обмена знаниями, безусловно, нужно. Только так можно проповедовать такую приятную и благодатную работу на земле. К сожалению, фермер и представитель ЛПХ встречает на своем трудовом пути массу трудностей. Мы должны объединяться и делиться своим опытом, помогать друг другу. Есть фермеры, которые сильны в юриспруденции, у кого-то – отличные знания в сфере экономики. Все это – огромный разрозненный багаж уникальных знаний и умений. Его надо объединять, усиливать и применять. А СМИ – это отличный инструмент для продвижения и популяризации наших общих конструктивных идей. Дело, как говорится, за малым – найти несколько надежных и ответственных союзников, которые поддержат и будут работать вместе. Но я уверен, это возможно. Люди, с которыми я общался, вселяют мне эту уверенность.
Фермер-агрожурналист – это не фантастика, а реальность
— Современная агрожурналистика – что это такое, как у Вас получается рассказывать интересно и собирать большие просмотры, на что делаете ставку?
— Современная агрожурналистика – это набор всех современных инструментов, которые существуют на сегодняшний день. Это работа над текстом: умение доступно и понятно перенести свои знания в словесную форму и затем «на бумагу». Это работа с иллюстративным рядом: фото и видео. Отдельный аспект – работа в социальных сетях, которая требует включенности, разнообразия форм подачи материала, лингвистической подстройки под ту или иную соцсеть и даже под разные группы в рамках одной соцсети. Это работа в различных мессенджерах для поддержания интереса к теме. Быть интересным сейчас – это во-первых: уметь делать самому, иметь свой личный опыт. Во-вторых – уметь рассказать об этом разным людям на понятном им языке, в понятных формах (кому-то подходит текст, кому-то видео, кому-то нужны слайд-шоу, а для кого-то понятнее графики, диаграммы и таблицы). В-третьих – быть методичным, последовательным и ответственным за свое слово. Весь этот труд даст свой результат – будут просмотры, комментарии, советы, критика, новые друзья и новые покупатели.
Молодежь идет в АПК, потому что интересно!
— Как привлечь молодежь в АПК на местах, Ваши предложения?
— Когда мне говорят, что молодежь у нас «ленива и только в гаджетах сидит», я хочу ответить именно молодежным сленгом: «в топку» такое мнение!
Дети, молодежь очень разная. Она умнее нас, интереснее нас, она уже впереди нас. Наша задача – научить их учиться и привить ценности. В детстве я мечтал быть летчиком, и моя дочь теперь делает самолеты. А младший племянник, заразившись одним из моих новых хобби – куроводством – мечтает быть фермером и разводить индюшек.
Хотите расскажу вам его летнее расписание? Он встает в 5.30 утра, бежит к пруду и набирает крапивы индюкам. Меняет воду, насыпает зерна или размола. Убирается в курятниках. Вместе с ним мы читаем переписки фермеров в соцсетях. Пацан прекрасно рисует, и уже нарисовал несколько логотипов для своей будущей индюшиной фермы. Он закончил 7-й класс и уже сейчас готовится к поступлению в профильное учебное заведение.
Мой личный опыт говорит: чаще общайтесь со своими детьми, больше ездите даже в пределах своего региона и открывайте им мир, заражайте своим примером.
Конечно, здорово было бы, если на базах фермерских хозяйство были возможны «школы юного агрария». В этом секторе столько направлений, что многие подростки, дети смогли бы найти себе нишу для творческой самореализации и получения финансового результата. Мы сами мало им показываем, мало профориентируем. Молодежь сама отправит «в топку» старые, отжившие свой век технологии, и найдет свой драйв на родной земле!
(Автор текста и фото: Эдуард Кошевец).
Если вы хотите прочитать больше статей этого автора, введите имя и фамилию в поисковик на сайте. Приятного чтения!